КАК ПЕРЕСТАТЬ БЫТЬ ФОТОГРАФОМ.

Обучение. Фотограф Барнаул Горный Алтай Качество Скорость Опыт

  Значительную часть современных проектов, приводящихся в качестве примера новой фотографии или фотографии будущего, можно описать словами Шарлотты Коттон из первой главы книги «Фотография как современное искусство»: «…фотографии здесь возникают из стратегии сдирижированного фотографами происходящего для единственной цели — создать изображение. Несмотря на то что наблюдение, выделение момента из беспрерывной последовательности событий остается частью процесса, основной художественный акт состоит в создании события специально для камеры». Авторы создают пространства, конструкции, инсталляции. Кристофер Берфорд в статье «Определяя фотографию как искусство, или Является ли фотография всем, чем она может быть?» говорит о подобных изображениях: «Фотография — это просто второстепенное заключение, отполированный индекс более сложной предыстории, которая должна исследоваться и расшифровываться зрителем/критиком. В этом смысле фотография сама по себе не обладает смыслом, она является скорее документом, записывающим и включающим в себя длительный процесс, стоящий за картинкой» (в книге «Слова без изображений», 2010).  

  Здесь полно людей, которые занимаются фотографией, просто они более серьезно относятся к тому, как показывать ее, поэтому все это выглядит как инсталляция.  

Профессия фотографа умерла, а мы этого даже не заметили…

Каждый месяц в мире умирает как минимум одна профессия. Происходит это тихо и незаметно, так, что никто на это не обращает никакого внимания. Когда-то, к примеру, в бухгалтерии работало 5 специалистов, потом руководитель купил новое программное обеспечение, которое помогло автоматизировать работу трех бухгалтеров, и в отделе осталось только два специалиста. Дальнейшая оптимизация позволила сократить еще одного сотрудника и не платить ему каждый месяц зарплату. Через некоторое время вышло обновление, которое свело к минимуму участие специалиста во всех финансовых процессах компании. Это позволило отдать оставшийся кусочек работы на аутсорс бухгалтеру, который ведет несколько клиентов удаленно, сэкономив не только на зарплате, но и на аренде офиса. Вот так незаметно в одной компании исчез бухгалтер как вид, а пять специалистов остались без работы.  

Когда-то существовали такие профессии, как дворецкий, телефонист, фонарщик, трубочист… А сегодня уже мало кто представляет, что вообще делали эти люди, какие обязанности выполняли, какое жалованье имели. Точно так же в предсмертных конвульсиях бьются еще тысячи традиционных профессий: переводчики, журналисты, кондукторы, билетеры, туроператоры, логисты, дальнобойщики, провизоры, диагносты… Где-то здесь рискуют жизнью и фотографы.


Зачем учиться на фотографа?

В Беларуси до сих пор существует культ высшего образования, хотя его наличие никому не гарантирует успеха в карьере. Особенно сейчас, когда технологии изменяются очень быстро, а классическое образование дает только общее представление о сфере деятельности, но не реальные знания и навыки работы в отрасли.

Современное образование успевает устареть быстрее, чем абитуриент сдает вступительные экзамены.

Денис Савельев, генеральный директор агентства Texterra

Собственно, в нашей стране и нет университетов, которые бы давали высшее образование по специальности «Фотограф». Есть только несколько колледжей и лицеев, которые дают профессионально-техническое образование. И там учащиеся несколько лет изучают устройство фотоаппаратов и объективов, историю и теорию фотографии, но на практику приходят к нам в фотошколу или в фотостудию, чтобы уже тут получить реальные навыки фотосъемки.

В современном мире каждый человек осознает важность выражения «образование через всю жизнь». Человеку необходимо постоянно получать новые знания и навыки, чтобы сохранять востребованность на рынке труда. Сейчас все большее количество специалистов посещают дополнительные курсы и без каких-либо затруднений меняют профессию и даже сферу деятельности. Основное преимущество современных курсов: они позволяют освоить новую сферу деятельности за короткий срок (от 3 месяцев до 1 года), пропадает необходимость получать высшее образование в новой сфере, затрачивая на обучение 3-4 года. Также профессиональные курсы обучают современным специальностям и профессиям.

Анастасия Шилович, начальник отдела рекрутинга МТБанка

Получается, что нет смысла сразу после школы выбирать себе профессию на всю жизнь. Ведь она может умереть уже через пять лет. Зато параллельно в мире возникает в три раза больше новых профессий. Согласно «Атласу новых профессий», к 2030 году исчезнет всего 57 профессий, а появится аж 186! 


…мир меняется настолько быстро, что способность сказать «я закончил колледж, школу, университет и т. д., получил такую-то профессию, всю жизнь буду этим заниматься» уже невозможно. Все меняется слишком быстро, и это означает, что учиться нам нужно каждый день, фактически всю свою жизнь, и это надо принять, как мы приняли то, что нам необходимо мыть руки перед едой. Те, кто это понимает раньше других, оказываются в наиболее выигрышной позиции.

© Дмитрий Судаков, руководитель проекта «Атлас новых профессий»


Как выбирают фотографа на съемку?

  • Посмотрите правде в глаза: кто сейчас выбирает фотографа по диплому? Кому нужны все эти свидетельства и сертификаты? Ведь они не являются гарантией качества услуги. И даже не подтверждают высокий уровень образования, так как учащийся мог пропустить половину занятий и все равно получить свой диплом. Сейчас если и выбирают фотографа для каких-то целей, то уж точно не по диплому государственного образца. 
  • Может, скажете вы, фотографа чаще выбирают по рекомендации знакомых или по отзывам в интернете? Считается, что социальное доказательство в виде положительного мнения знакомого оказывает решающее влияние на человека при выборе товара или услуги. Однако лучший фильм «Паразиты» (2019) по версии американских киноакадемиков наглядно продемонстрировал, как можно подделать не только отзывы в интернете, но и дать ложные личные рекомендации с целью извлечения выгоды. 
  • Нет, сейчас всем нужно продающее портфолио — скажет кто-то и будет прав! Готовые работы в соответствующем жанре и стиле, по которым сразу можно понять, справится фотограф с поставленной задачей или нет. Конечно, в свое портфолио тоже можно напихать чужих фотографий, однако это легко проверить — достаточно воспользоваться поиском по картинкам. Даже если фото было отражено по линии симметрии или подверглось обработке в фотошопе, поисковые машины все равно заметят сходство.

Выходит, чтобы получить заказ на съемку, не нужно учиться на профессионального фотографа 4-5 лет. Можно просто окончить месячный практический курс и прямо во время обучения наработать себе портфолио, а уже через месяц брать заказы на фотосессии. И этот факт очень сильно размывает понятие «профессиональный фотограф», так как непонятно, кого теперь считать фотографом, если не дипломированного специалиста с камерой…

Кого считать фотографом, если сейчас у всех есть камеры?

Еще совсем недавно фотография была сложным технологическим процессом: съемка на пленку, проявка, печать… Для этого существовали целые фотолаборатории, а теперь их заменили принтеры, и профессия фотолаборанта исчезла как вид. 

Какие технологии будут использовать будущие люди? Мы стали свидетелями того, как некоторые технологии умерли на нашей памяти, к примеру, ламповый телевизор, а некоторые успели родиться и умереть, как, например, видеокассеты или пейджеры… Сегодня жизненный цикл технологий очень сократился, технологии успевают родиться и умереть за очень короткое время.

© Дмитрий Судаков, руководитель проекта «Атлас новых профессий»

Когда появились цифровые зеркалки, они стояли очень дорого. Такую камеру мог позволить себе только коммерческий фотограф, для которого очень важно качество фотографии и впечатление, которое он производит на заказчиков. С той поры существует поверье, что фотографа выбирать лучше по размеру и длине объектива:)


Чуть позже зеркалки стали очень доступны по цене. И появился новый мем: купил камеру — уже фотограф. И не важно, отличает ли обладатель солидного фотоаппарата выдержку от диафрагмы или вообще снимает на автомате… Все равно, еще пять лет назад на человека с объемной камерой смотрели как на профессионального фотографа. Это примерно как если девушка разговаривает по-белорусски, она обязательно учительница белорусского языка. 

Но времена меняются. Сейчас в моде компактные беззеркалки, которые могут себе позволить не только фотографы, но и айтишники, влогеры, техногики. Поэтому понятие о профессиональном фотографе как о человеке с камерой тоже уже некорректно.

Как заработать фотографу, когда фотографии обесценены?

Раньше люди очень трепетно относились к фотографиям, потому что каждая карточка была на вес золота. А теперь…

  • Если раньше люди собирались и всей семьей шли в фотоателье, чтобы сделать семейный портрет, то сейчас просто усаживают все семейство на фоне ковра или застолья — и получают снимок на память. Абсолютно бесплатно.
  • Если раньше фото на документы делал специально обученный человек, то уже совсем скоро его заменит фотокабина, в которой можно сразу выбрать тип фото и его стоимость, а аппаратура сама выберет ракурс, снимет, отредактирует и напечатает фото прямо в посольстве или паспортном столе. При таком раскладе труд фотографа сводится к нулю.
  • Если раньше люди покупали пленку и очень экономно расходовали свои 36 кадров, то сейчас можно нащелкать несколько тысяч кадров за час — и не факт, что получится что-то стоящее. Зато сразу виден результат.
  • Если раньше люди заказывали фотографа на свадьбу или юбилей, и фотограф был единственным человеком с камерой на торжестве, то теперь у всех в руках телефоны — и каждый может сделать фото жениха и невесты или родителей с детьми.
  • А с привычкой ежедневно обновлять инстаграм и постить в сторис по несколько селфи за вечер и вовсе произошла девальвация фотографии.

Как же в таких условиях фотографу выжить? Ведь очень сложно заставить клиента заплатить за фотографии, которые он может сделать самостоятельно. 

Вывод напрашивается сам по себе: нужно фотографировать так, как не может снимать абсолютное большинство роботов и владельцев телефонов. 

Есть ли вакцина от коронавируса от вымирания?

Мир меняется: устаревшие технологии вытесняются новейшими изобретениями, на смену старым профессиям приходят новые. И этот процесс не остановить. Но есть и хорошие новости: среди 57 профессий-смертников пока нет фотографов. У нас есть еще шанс на выживание!


Теперь порог вхождения в профессию очень низкий (всего-то пару месячных курсов по фотографии и обработке плюс бюджетная камера), поэтому на рынке фотографов наблюдается серьезная конкуренция и текучка кадров. Получается, и сейчас этот рынок очень агрессивный, а со временем он будет только ужесточаться. Лишь единицы смогут найти себя в этом деле и удержать свои позиции на рынке фотоиндустрии.

Сегодня практически любой человек, способный рискнуть, способный подумать и что-то сделать, может стать конкурентом большой компании, потому что он сможет найти для себя небольшую нишу и работать с ней. 20 лет назад о нем бы никто не узнал, но сегодня есть масса инструментов для того, чтобы он вышел на своего потребителя.

© Дмитрий Судаков, руководитель проекта «Атлас новых профессий»

Сегодня опять настало время, когда любой мастер может найти своих клиентов — только уже не в своей деревне или средневековом квартале, а в интернете. И тут главное — занять интересную нишу, придумать свою фишку и делать свою работу от души.


Например:

  • Снимать девушек и парней для Tinder и других сайтов знакомств, где отбирают потенциальных партнеров по фото.
  • Выбрать для себя категорию блогеров и предлагать им фотосъемки под их контент-план для социальных сетей и блогов.
  • Научиться снимать красивые и качественные фуд-фото под свои рецепты — ведь еда уже перестает быть средством выживания и становится чуть ли не произведением искусства.
  • Устраивать фотосъемки на границе искусства и психотерапии, на которых клиенты будут учиться познавать и принимать себя.
  • Проводить фотосъемки, заточенные на продвижение и продажу товаров и услуг через интернет.
  • Работать на интерактивных фотозонах с элементами дополненной реальности, которые пользуются популярностью на корпоративах и вечеринках.
  • Организовывать фототуры по самым инстаграмным уголкам планеты.

И всегда остается вариант быть лучшим в своем жанре. Быть собой, работать в своем стиле и постоянно расти над собой. Только творчество отличает человека от робота. Все фотографы, чьи действия легко можно стандартизировать и оптимизировать, вскоре пойдут под нож. Останутся только те, кто постоянно генерирует свежие идеи, открывает новые локации для съемок, придумывает новые форматы сотрудничества, очень тепло общается с заказчиками и всей душой отдается работе.

Способность творить в будущем, в котором нас действительно будут вытеснять роботы, по-прежнему очень важна, необходимо понимать, что творчество в нашей деятельности вытеснить компьютер никогда не сможет. 

© Дмитрий Судаков, руководитель проекта «Атлас новых профессий»

Все фотографы скоро вымрут. Останутся только те, кто сумеет приспособиться к новым требованиям времени. Адаптировать свои навыки под актуальные задачи. Постоянно учиться чему-то новому.



  начала были 4-х месячные курсы в ДК Ленсовета у великолепного педагога. Замечательные ребята, с которыми до сих пор хорошие теплые отношения. После этих курсов факультет им. Гальперина (2-х годичные вечерние курсы). После окончания первого года обучения сразу же прошла недельный мастер-класс у Андрея Поликанова (директор фотослужбы журнала «Русский репортер») курс: профессия-фоторедактор. В конце этого мастер-класса проходило портфолио-ревю, где начинающие фотографы показывают свои фотографии экспертам. Я знала, что мои фотографии не очень. Но, во-первых, в стоимость мастер-класса входило показ фото 2-м экспертам, во-вторых, я надеялась, что мне подскажут что делать?
Надо сказать, что зеркальный цифровой фотоаппарат Nikon D80 у меня появился только к концу 1-го курса фотофакультета. Первая съемка им была 1 мая, демонстрация. Поэтому почти 1, 5 года я снимала на цифрамыльницу Canon PowerShot A510, который на iso 400 выдавал неприличные шумы и жуткий пурпур с синевой. К тому же на 1-м курсе нельзя было пользоваться вспышкой… Курсовую работу я снимала в основном на пленку фотоаппаратом Зенит-Е. К Зениту у меня аж 4 объектива: ширик, 2 обычных и телевичек. А к Никону 1 штатник обычный… Вот так вот я снимала репортаж. Плохо снимала…
После портфолио-ревю захотелось все свои фотографии удалить одним нажатием. Все 1. 5 года впустую. Наступило какое-то опустошение. Вернее нет. Это хорошо. Вроде должна перейти на новый уровень. А этого не произошло. Я поняла, что все, что снимала достойно только удаления, а вот нового я не могу снять. Просто потому что перед тем как нажать кнопку на фотоаппарате, я не могу ответить себе на вопрос: «А зачем я это хочу снять?»
Прошел уже год. Заканчивается академка, которую я взяла на фотофакультете. Возвращаться не хочу, бегать по городу и снимать зачеты, говоря себе, что надо снять зачет… А ведь было время, когда я во время учебы на фотофакультете, однажды забыла положить в сумку цифрамыльницу. Весь день я чувствовала себя не в своей тарелке. Теперь же я намеренно не беру фотоаппарат в руки. Чтобы не было соблазна снимать всякую фигню.
Редко, очень редко, когда я снимаю. Просто, чтобы не расстраивать родных и делать семейные фотографии. Им приятно. Фото нравятся, потому что зеркалка — это не цифрамыльница. К тому же они не разбираются в фотографии. А я вижу только обычные фотографии.


10 причин, почему быть фотографом плохо: откровения фотографа19 мая 20196,2 тыс. прочитали

Да, при всей моей любви к фотографии, скажу, что быть профессиональным фотографом — полный отстой. Не ожидали такого от меня? Давайте объяснюсь.

Я решил написать эту статью не для того, чтобы пожаловаться, или отбить желание у тех, кто хочет попробовать свои силы в профессиональной фотографии, нет. Я лишь хочу, чтоб вы знали о подводных камнях, которые ждут вас, если вы решите зарабатывать на жизнь фотографией.

Я просто хотел бы подготовить вас, а также предупредить о том, чего следует избегать, начиная карьеру профессионального фотографа.

Итак, быть профессиональным фотографом плохо, потому что:

У фотографа нет фиксированного дохода

Если ты не работаешь в студии, делая ванильные фотосессии и семейные портреты, или если ты новичок и у тебя пока ещё нет приличного списка постоянных клиентов. В таком случае тебе придётся надеяться только на доход от тех клиентов, которых ты сможете привлечь самостоятельно.

Конечно, в работе на себя, без какого-либо контракта, есть свои плюсы. Например, ты можешь самостоятельно выбрать свой режим работы и никто не будет тебя ограничивать по срокам её выполнения.

Ну, почти никто. Кроме твоего желудка, которому будет хотеться кушать.

А ещё коммунальных служб, которые будут настоятельно требовать оплатить их услуги.

Об одежде и обуви я не говорю. На них ты, начиная карьеру профессионального фотографа, можешь не тратиться, и стать достаточно известным будуарным или ню-фотографом, снимая себя любимого (или любимую) без одежды, на которую у тебя не будет денег. Плоский, как моя шутка, от недоедания живот очень эстетично смотрится на фотографиях.

А если серьёзно, на первых порах, не имея клиентской базы и постоянных контрактов, зарабатывать на фотографии нормальные деньги очень непросто. Придётся потратить немало времени, сил и денег, чтобы раскрутить себя, вызвать интерес зрителей и потенциальных клиентов, прежде чем начнёшь получать за свою работу приличные деньги.

Услуги известных фотографов пользуются высоким спросом и очень хорошо оплачиваются. Но стать известным в одночасье не получится. И одного лишь хорошего портфолио для этого недостаточно.

Среди фотографов очень высокая конкуренция

Чем более доступными становятся цифровые зеркалки, тем больше людей решают стать фотографами. Не спорю, что конкуренция всегда позитивно влияет на развитие той или иной отрасли, но, я бы сказал, что в фотографии её стало слишком много.

Некоторые новоявленные фотографы так стремятся получить опыт работы и клиентов, что готовы предлагать свои услуги чуть ли ни даром. Это очень и очень глупо. Во-первых, занижая цену, новички приучают клиентов к тому, что их услуги стоят недорого. Во-вторых, они отбирают работу у настоящих фотографов, которым она нужна, чтобы зарабатывать на жизнь.

Твои фотографии будут воровать

Если ты достаточно хорош, рано или поздно это случится.

Где бы ты не опубликовал свои фотографии, всегда может найтись человек, который возьмёт их и будет делать с ними, что пожелает.

Оплата не всегда будет такой, как хотелось бы

Из-за толп фотолюбителей, желающих снискать славу на ниве профессиональной фотографии, очень скоро обнаруживаешь, что тебе приходится конкурировать с людьми, которые берут за свои услуги крайне мало денег.

Большинство новичков думают примерно так: если я ещё пока не могу делать фотографии на уровне профессионала, мне стоит снизить цену. Потому что если мои фотографии и не дотягивают до каких-то стандартов, то они хотя бы недорогие.

Ребята, это полная ерунда. Если работа не соответствует распространённым стандартам качества, будь она трижды недорогой — клиент останется недовольным. Ведь никто из нас не будет рад некачественному продукту только потому, что он недорогой. Не так ли?

Работайте над собой, адекватно оценивайте свои силы и не занижайте стоимость своих услуг.

Фотография отнимает слишком много времени

Фотография — это очень классное занятие. Если ты достиг какого-то успеха в фотографии, ты станешь желанным гостем во многих местах.

Это здорово, когда ты молод, вся жизнь ещё впереди, а времени просто завались. Но становясь старше, обрастая семьёй, приоритеты меняются, и тогда последнее, что ты хотел бы сделать — отправиться в другой конец страны, чтобы отснять какое-то мероприятие.

Чем больше ты проводишь времени вдали от дома и семьи, тем более тяжёлые последствия это может иметь для твоей личной жизни. Хотите совет? Друзья, стройте карьеру в фотографии, пока вы молоды и у вас достаточно времени.

Регулярно приходится общаться со стервозными людьми

Есть такой тип людей, которые ожидают от тебя или твоей камеры большего, чем это в принципе возможно.

Если собираешься снимать свадьбы будь готов встретиться со «Свадьбзиллой» (да, да, это ближайший родственник Годзиллы). Обычно это кто-то из родни невесты или жениха, твёрдо уверенный, что всё, абсолютно всё должно быть совершенным или даже лучше!

Часто люди хотят получить хороший результат, но не особо хотят за него платить

Будь готов к тому, что многие думают, что раз уж ты хорошо и легко делаешь креативные вещи, ты должен делать это практически бесплатно.

«А ты не мог бы захватить с собой камеру?», «Можешь прислать мне это фото?» — подобные фразы начинаешь слышать очень часто, как только люди узнают, что ты — фотограф.

Тебя начинают чаще приглашать на мероприятия и вечеринки. Но проблема в том, что на таких мероприятиях все и всегда будут ждать не только вас с камерой, но и хороших фотографий абсолютно бесплатно.

Приходится покупать дорогое фотооборудование

Высококачественное оборудование стоит немалых денег, и когда ты только начинаешь свой путь в фотографии, ты вряд ли можешь себе его позволить.

Собираясь стать профи, нужно стремиться к определённым результатам, которые достаточно непросто достичь, не вкладываясь в фотооборудование.

Конечно, знание того, как использовать камеру, гораздо важнее самой камеры. Но рано или поздно всё равно придётся покупать более дорогое оборудование сразу же, как только сможешь себе это позволить.

Рутинная работа

Независимо от того, в каком жанре снимаешь, если хочешь добиться успеха, придётся найти свою нишу. Это значит, что от фотосессии к фотосессии придётся снимать одно и то же.

Хочешь быть фотографом-портретистом и снимать в студии с искусственным освещением? Пожалуйста. Но будь готов, что такая ежедневная рутина может оказаться очень скучной.

Советую методом проб и ошибок найти свой самый любимый жанр фотографии, и работать над его совершенствованием.

Постобработка фотографий — сущая каторга

Это один из моих самых нелюбимых этапов создания фотографии.

Я сторонюсь его, как чумы, и стараюсь сводить к минимуму.

Иногда приходится проводить больше времени перед монитором компьютера, чем с камерой в руках. Я всегда стараюсь сделать всё возможное, чтобы получить хороший результат прямо из камеры и не тратить часы на работу в редакторе.

Вот, пожалуй, все основные негативные моменты пути профессионального фотографа. Согласны вы с ними или нет? Поделитесь своим мнением в комментариях.  

Ведется предварительная запись на сезон 2024 г.